Южный канал

В Тулузе берет свое начало Южный канал, который соединяет Гаронну со Средиземным морем и вместе с боковым каналом реки составляет «канал двух рек», то есть водный путь между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Конечной точкой Южного канала является средиземноморский порт Сет, построенный специально в месте выхода канала в море.

Идея построить такой канал посещала многих королей Франции, начиная с Франциска I, который даже пригласил ко двору Леонардо да Винчи. В самом деле, это значительно облегчило бы торговым кораблям выход к Атлантическому океану: тогда им не приходилось бы огибать Иберийский полуостров, что занимало более месяца и было чревато столкновениями с пиратами. Однако из-за сложного рельефа местности, по которой необходимо было провести канал, на протяжении полутора веков эта идея не получала никакого развития. Проекты, время от времени подававшиеся сначала Франциску I, затем Генриху IV и Людовику XIV, были недостаточно проработаны в том, что касалось инженерных вопросов. Только в 1662 году Пьером-Полем Рике был составлен проект, в котором было найдено решение основных проблем, связанных с постройкой канала.

История Южного канала тесно связана с именем Пьера-Поля Рике, его создателя. Он родился около 1604 года в знатной семье и сделал успешную карьеру в качестве сборщика габели — налога на соль. К 1661 году он получил чин генерального откупщика Лангедока и приобрел поместье Бонрепо на востоке Тулузы, в котором он впоследствии даже сделал макет Южного канала с гидравлическими сооружениями и тоннелем. Пьер-Поль Рике не имел инженерного образования, и его методы были во многом эмпирическими. Сооружение Южного канала стало делом его жизни. Часть строительных работ он финансировал из собственного кармана в тех случаях, когда бюджет, выделенный министром финансов Кольбером, оказывался недостаточным. К сожалению, Пьер-Поль Рике, которому на момент начала строительства было около шестидесяти лет, умер за год до торжественного открытия канала в мае 1681 года.

В основном по каналу курсировали торговые барки, и поэтому по мере развития в XIX веке железнодорожного сообщения судоходство на i Южном канале начало угасать, и в I XX веке он окончательно утратил  свое значение для торговли. К 1970 году по нему совершали регулярные рейсы только два судна. Однако сейчас Южный канал является одним из основных мест водного туризма, приносящим даже больше дохода, чем Сена. Помимо этого, в сухой сезон канал служит как водохранилище для орошения окрестных полей. В 1996 году Южный канал был признан объектом Всемирного наследия по классификации ЮНЕСКО.