Большие бульвары

Париж знаменит своими Большими бульварами, одним из которых явлется бульвар Капуцинов. По нему можно напрямую пройти от церкви Мадлен до Опера-Гарнье. Он получил мировую известность в первую очередь благодаря тому, что стал излюбленным местом импрессионистов. Нет, они не сидели в здешних кофейнях. Художники звонили в двери незнакомым людям, забирались на балконы и крыши, просились в салоны друзей и с этих позиций писали серии городских пейзажей, которые сегодня можно увидеть в лучших музеях мира.

Бульвар Капуцинов называется так, потому что неподалеку располагался монастырь Капуцинов. Он всегда привлекал к себе внимание представителей самых разных видов искусств. В доме № 28 находится «Олимпия» -знаменитый концертный зал, где давали концерты Эдит Пиаф, Жак Брель и группа «Битлз». В доме № 14, где сейчас находится отель «Скриб», братья Люмьеры показали публике первый в мире кинофильм. Перед зданием, где сейчас размещается Министерство иностранных дел, в 1842 году упал Стендаль в приступе апоплексии. Именно здесь, в доме № 35, была организована первая выставка импрессионистов, где, в частности, находилась картина Клода Моне «Бульвар Капуцинов в Париже». Всего художник написал две картины с таким названием, и обе в 1873 году.

Он нарисовал этот знаменитый парижский вид из окна ателье. Художник специально избрал высокую точку зрения: сверху видно уходящую по диагонали, в направлении площади парижской Оперы, перспективу бульвара, поток экипажей и пеструю толпу. Если внимательно смотреть на картину, можно увидеть изображенных сбоку двух господ в шляпах. Именно их фигуры производят на зрителя впечатление, будто он стоит на соседнем балконе и точно так же смотрит вниз на бульвар. Фигурки прохожих слегка намечены беглыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара скрыты прозрачными ветвями платанов. Скользящее боковое освещение делает архитектуру словно нематериальной, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. На одном пейзаже свет делит композицию по диагонали, на теплую золотистую зону и часть, погруженную в прохладную прозрачно-зеленоватую тень, однако единая световоздушная дымка придает всему пейзажу сдержанную тональную гармонию. Второе полотно не только иного — вертикального — формата, но и обладает другим настроением. Это тот же пейзаж в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого. «Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней», — писал Клод Моне об этих двух городских пейзажах.

Читайте также:  Церковь Сен-Эсташ

В число Больших бульваров входит также и бульвар Монмартр — одна из самых оживленных улиц Парижа. В доме № 10 находится Музей Гревен, основанный в 1882 году карикатуристом Гревеном. Это музей, где собраны восковые фигуры людей прошлого и современности -здесь можно увидеть фигуры Сержа Генсбура, Джонни Холлидея, президента Клинтона, Карла Великого, Наполеона III и Марата — последний изображен пронзенным кинжалом в ванне, где был убит. Недалеко от музея, в доме № 7, находится театр Варьете, в котором шли спектакли таких композиторов и авторов, как Оффенбах, Тристан Бернар и Саша Гитри.

В начале XIX века в Париже было свыше 100 крытых стеклянными крышами пассажей, или галерей. Они служили, в первую очередь, для того, чтобы соединять одни улицы с другими. Один из старейших пассажей города и первый, где было установлено газовое освещение — это пассаж Панорам. Вход в него находится как раз на бульваре Монмартр. Пассаж получил свое название благодаря круговой панорамной росписи, создающей у зрителя иллюзию объемности и реальности изображения. Другой знаменитый пассаж на бульваре Монмартр носит название «Жоффруа». В витринах этого оживленного пассажа, находящегося рядом с музеем Гревен, можно увидеть миниатюры, игрушки ручной работы, а также коллекционные прогулочные трости с набалдашниками из слоновой кости в виде головы собаки или лежащего льва.

Художник Камиль Писсарро был влюблен в вид бульвара Монмартр — он написал более 30 картин с его изображением, постоянно глядя на него из одного и того же окна. Писать вариации одной и той же темы Камиль Писсарро начал по примеру своего друга Клода Моне.