Ницца — столица Лазурного Берега, веселая, живая и красивая. В ее характере французские черты смешиваются с итальянскими. Ницца не провинциальна, тут прекрасный университет, уже много лет известный своими исследованиями по биологии моря. Неподалеку от Ниццы лет 30 назад возник район, который иногда называют французской Силиконовой долиной. Центр его -городок София-Антиполис, а кроме того, в него входят мелкие горные деревни, в которых располагаются научные отделы больших фирм и маленькие компьютерные старт-апы. В результате многие аспиранты-информатики приезжают в эти края писать диссертации.
Мягкий даже для Лазурного Берега климат Ниццы, защищенной от северных ветров высокими Альпами, в XIX веке привлекал сюда зимой богатых людей со всей Европы — тут собирались русские и австро-венгерские аристократы, английские лорды и леди. В 1851 году Александр Дюма иронически писал: «На бульваре, который здесь зовут Террасой, толпятся бледные и хрупкие дамы, у которых не было бы сил жить в другом месте и которые каждую зиму приезжают в Ниццу умирать; вот они — лучшие и самые страдающие представители парижской, лондонской и венской аристократии». Действие бунинского рассказа «Генрих» происходит в Ницце.
В начале XX века на зиму в Ниццу стали приезжать и куда менее богатые люди, жившие значительно скромней, — мелкие дворяне, купцы, разночинцы. В Ницце проводили холодное время года больные туберкулезом.
В марте Ницца превращается в цветущий сад: когда сидишь в кафе на аллее Кур Салейя, в чашку кофе свешивается мимоза. А если повезет, то и море будет не холодным — градусов 18. Впрочем, даже зимой температура воды здесь не опускается ниже 13. Прямо в Старом городе есть отличный пляж — галечный, с прозрачной водой. Чтоб на него попасть, нужно просто выйти с бульвара Салия на улицу, идущую вдоль моря, и перейти через дорогу.
Ницца очень удачно расположена: она спускается амфитеатром на берег бухты Ангелов, а от ветров защищена горами. Даже мистраль, дующий с суши и смешивающий теплую воду на поверхности с холодной со дна, в Ницце бывает реже, чем в других местах Лазурного Берега. Жара летом не страшная и легко переносится — очень редко выше 30 градусов. В полутора часах езды настоящие высокие горы, пустота, тишина, лиственничные леса, озера, снежные вершины.
У Ниццы любопытная история. Она была основана греками в середине IV века до нашей эры и была названа Никейей в честь богини победы Ники, в ознаменование триумфа над лигурийцами, которые построили здесь первую крепость еще раньше. Совсем рядом, на холме Симье, римляне построили свой город Семенелум — там, где сейчас набережная Соединенных Штатов, располагался его порт. Он был куда богаче греческого поселения, но из-за нашествия варваров пришел в упадок.
В X веке Ницца, бывшая Никейя, начала развиваться. В XIV веке в истории Ниццы произошло важное событие — она отошла герцогам савойским. Прованс тогда находился под властью королевы Жанны Сицилийской, графини провансальской. Местные жители очень любили свою красавицу-правительницу, несмотря на то, что в Провансе она почти не бывала. Жизнь ее сложилась трагически. Жанна, трижды овдовевшая, воспитала двух племянников — Людовика Анжуйского и его кузена Шарля де Дюраццо, князя неаполитанского. В 1382 году, по приказу последнего, ее задушили. Дело в том, что он, впрочем, как и двоюродный брат, мечтал овладеть властью над Провансом. После смерти Жанны между двумя кузенами началась распря.
Смутой воспользовался Амедей VIII, граф савойский. В 1388 году он, заручившись поддержкой тогдашнего губернатора Ниццы Жана Гримальди, подготовил себе в Ницце торжественную встречу. К его приходу жители разукрасили дома, встретили цветами и пением. С тех пор Ницца долго и лишь с незначительными перерывами принадлежала герцогам савойским, ставшим позднее князьями пьемонтскими, потом королями Сардинии.
В Ницце несколько раз останавливался Наполеон, первые два раза еще в те времена, когда он был попросту офицером Бонапартом. Отсюда он писал нежные письма своей молодой жене Жозефине вскоре после того, как в 1796 году они поженились, и он сразу после свадьбы отправился в итальянский поход.
Окончательно французской Ницца стала в 1860 году по результатам плебисцита, проведенного по договоренности между Наполеоном III и сардинским королем Виктором Эммануилом II. За присоединение к Франции проголосовали 25 743 человека, и 260 — против. 12 сентября 1860 году император Наполеон III вместе с императрицей Евгенией приняли у мэра Ниццы ключи от города, которые теперь хранятся в музее Массена.
Ницца в свое время была очень популярна среди наших соотечественников. Свидетельством русского пребывания в Ницце является русская православная церковь на холме Пио. Ее построили в начале XX века по образцу собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Пожалуй, это одна из самых богато украшенных русских православных церквей вне России. Сияют ее золотые купола. А внутри множество икон, подаренных церкви послереволюционными эмигрантами.
Еще одно здание, показывающее важность русского присутствия в Ницце, — замок Вальроз, где сейчас располагается факультет естественных наук местного университета. Этот огромный роскошный особняк во второй половине XIX века построил на холме Симье богач и меломан барон фон Дервиз. Именно в замке Вальроз гостивший у него Михаил Глинка сочинил оперу «Жизнь за царя», которая при советской власти шла под названием «Иван Сусанин».
Ницца издавна привлекала художников. Этот город много значил, например, для одного из основоположников экспрессионизма норвежца Эдварда Мунка. Он работал в Ницце в 1891 ив 1892 годах, приехал сюда лечиться от ревматизма. «Я пишу целыми днями, тут для художника столько восхитительных вещей» — так отзывался он о городе. Правда, в соседнем Монте-Карло начал со страстью играть в рулетку.
Мунк — сирота, его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду не было и пяти лет. Потом его сестра Софи. Сам мальчик тоже был слабого сложения, но остался жив. Тем не менее болезнь, страдания, смерть, печаль -постоянные темы его творчества. Он вырос в Осло, изучал старинных мастеров, учился рисовать в норвежской Королевской школе живописи. Его талант рано был отмечен. Осенью 1889 года после большой выставки его работ в Христиании Мунк получил правительственную стипендию на три года и уехал во Францию, где стал учиться у Леона Бонна.
Лазурный Берег очаровал Мунка: «Ницца — это город радости, здоровья и красоты. В то время, как Европу окутывает арктический холод, я вот в Ницце греюсь на солнце перед открытым окном. Никогда эта королева Средиземноморья не была соблазнительней, прекрасней, светлей».
Самая знаменитая картина Мунка — «Крик» — была задумана в Ницце, как это следует из его дневника, но уже в конце второго пребывания, когда депрессия и постоянные проигрыши в казино снова победили эйфорию. «Я прогуливался с двумя друзьями — солнце садилось. И со мной случилось что-то вроде приступа меланхолии. Небо неожиданно стало воспаленно-кровавым. Я остановился, опершись на балюстраду, до смерти утомленный — я смотрел на тяжелые грозовые тучи, пылающие, как кровь, и на молнии, как шпаги, — над фьордом мрачной синевы и над городом. Мои друзья удалялись, я остался один, я дрожал от тоски — и тут я услышал будто бы долгий крик без конца, пронзивший все вокруг», — пишет он.
Художник, теснее всех связанный с Ниццей, — это, пожалуй, Анри Матисс. Он открыл Средиземноморье в 1898 году и с тех пор надолго отсюда не уезжал. Во время Первой мировой войны, убегая с севера, он понял, что хорошо бы по-настоящему обосноваться на юге, и в 1917 году в первый раз оказался в Ницце. Матисс приехал сюда лечиться от бронхита, но целый месяц шли дожди. «В конце концов я решил уехать из города. На следующее утро мистраль разогнал облака, погода стала прекрасной. Когда я понял, что каждое утро я буду видеть этот свет, я не мог поверить своему счастью. Я решил не уезжать из Ниццы, и с тех пор я практически всегда здесь», — писал он.
В декабре 1917 года Матисс сначала поселился в гостинице «Красивое побережье» по адресу 24 rue St-Francois de Paule, потом в Средиземноморском дворце на Английской набережной. Окончательно он обосновался в Ницце в 1921 -м и до 1938 года жил по адресу 1 place Charles-Felix в доме XVIII века. Из окон Матисс видел не только всю Ниццу, но и Канны, и Антибский мыс. На Лазурном Берегу Матисса застигла Вторая мировая война. Он переехал в Ване, болел, жена его была арестована за связи с Сопротивлением. До самой смерти каждый октябрь Матисс уезжал из Парижа и жил в Ницце до мая.
Здесь он написал множество полотен, где действие происходит в помещениях, пронизанных светом. «Какой прекрасный край Ницца. Какой нежный, несмотря на всю его мощь, свет», — говорил Матисс по поводу полотна «Интерьер в Ницце, сиеста». Но не только в комнатах писал Матисс. Были у него и пейзажи, такие, как «Буря в Ницце».
После того как Матисс преодолел естественные в юности разнообразные влияния и возникла его собственная манера со слегка стилизованными формами и невероятной яркостью и четкостью цветов, в его полотнах стала особенно чувствоваться радость жизни. Бухту Ангелов, например, Матисс писал прямо из окон своей квартиры.
До знакомства с Ниццей Матисс стоял во главе движения «фовизм» (от французского слова fauve- хищник). Наверно, такие работы, как «Танец», находящийся в петербургском Эрмитаже, наиболее характерны для Матисса того периода. В подобных полотнах есть и некоторое упрощение форм, и бешеные цвета, и экспрессия. В Ницце же, пронизанной светом, Матисс делается мягче, нежней.
В 1938 году Матисс поселился на холме Симье и жил там до самой смерти. Именно там во время войны начал он творить гуашью, вырезать свои знаменитые аппликации. Художник завещал некоторое количество работ государству, и они составили ядро музея, который был открыт в вилле Arenes XVII века. Здесь хоть и понемногу, но представлены все периоды творчества художника. Тут его первая работа «Натюрморт с книгами» 1890 года, тут его самые последние работы гуашью, такие, как «Цветы и фрукты» — самое большое из произведений мастера, находящихся во Франции. Музей этот располагается между виллой la Regina, где Матисс жил, и маленьким кладбищем, где он похоронен.
Как и многие художники, Матисс прожил долгую жизнь, заполненную живописью — с того момента, как в 20 лет он бросил изучать право и пошел учиться в мастерскую Постава Моро. Работы его сейчас разбросаны по миру. Матисс — один из главных художников XX века, и краски Прованса сыграли не последнюю роль в его яркой живописи.
Ницца — один из немногих провинциальных городов, где есть собственная киностудия. Именно здесь Анри-Жорж Клузо снимал фильм о том, как работает еще один знаменитый художник, Пабло Пикассо. Вот что пишет об этом сценарист и режиссер Анри Кольпи: «Ницца. Студия «Викторин». Июль 1955 года. Синее море, жгучее солнце. В тени павильона D собралось несколько человек. Царит тишина. Пабло Пикассо стоит голый по пояс, в шортах, у него поразительно молодые ноги и сверлящий взгляд (его взгляд!); перед ним белое полотно, готовое принять свободный полет его фантазии. На подрамник, к которому крепится полотно, наведена камера. У аппарата стоит Анри-Жорж Клузо, загорелый, внимательный, одновременно серьезный и расслабленный, спокойный и сосредоточенный. Клузо давно собирался «сделать какую-нибудь вещь» вместе с Пикассо, — их связывает двадцатилетняя дружба. Но какую вещь? Вмешался случай. Пикассо получил из Америки особую тушь, проникающую сквозь бумагу. И тут же возникла идея: Пикассо будет рисовать этими чернилами по бумаге, а камера — мгновенно ловить «на просвет» проведенные линии. С лихорадочной быстротой мы приступили к пробам. Пикассо догадывался, каков замысел Клузо: овладеть тайной творчества, поймать на пленку секреты художника, его работу, его манеру, его чутье и волю, зафиксировать его поиски, переделки, озарения. «Я дорого бы дал, -скажет Клузо, — чтобы узнать, что происходило в голове Рембо, когда он писал «Пьяный корабль», Моцарта, когда он сочинял симфонию «Юпитер». А для того чтобы узнать, что происходит в голове художника, — продолжает он, — достаточно проследить за его рукой».
Возможно, художников привлекала не только чудесная погода Ниццы, но и ее вечно праздничное настроение. Здесь любят и умеют веселиться. Например, ежегодно в феврале здесь проходит веселый разноцветный карнавал, он длится около двух недель вокруг «Жирного вторника» перед Великим постом. Первое упоминание о мероприятии относится к 1294 году. Утверждается, что Шарль Анжуйский, граф провансальский, провел в Ницце «веселые карнавальные дни». Потом войны, церковь, политические интриги задушили праздник, и вернулся он только в 1873 году, но с тех пор не затихал. Он, может быть, стал менее непосредственным и безумным, но очень профессиональным: восемнадцать дней по улицам ходят процессии ряженых, происходят бои цветов, ночные уличные представления, и кончается все огромным фейерверком, который приветствует смерть его величества Карнавала, чучело которого сжигают на площади Пуншет.
Этот великолепно организованный спектакль требует серьезной подготовки. Стоит закончиться одному карнавалу, как начинаются приготовления к следующему. У каждого карнавала своя тематика, вокруг которой создаются костюмы, декорации. Новое направление объявляется сразу после сожжения чучела его величества Карнавала. Начиная с 2000 года Ницца приглашает работать над костюмами и повозками рисовальщиков из знаменитых международных журналов.
Центр другого красочного мероприятия — Праздника моря — порт и набережная Соединенных Штатов. Он проходит в последние выходные июня. Изначально в эти дни чествовали святого Петра, покровителя местных рыбаков. По традиции на берегу сжигали самую плохую, разваливающуюся лодку, принадлежавшую самому бедному рыбаку, и взамен дарили ему новую. И, конечно, пели, танцевали, выпивали.
Начинается праздник с мессы в церкви Жезю. Потом процессия идет на пляж Пуншет, там происходит сначала благословение, а потом сожжение рыбацкой лодки. Танцы и песни продолжаются до понедельника.
Еще один праздник — ежегодный джазовый фестиваль, на который съезжаются исполнители со всего мира. Он происходит в последние две недели июля в древнеримском амфитеатре на холме Симье.
В первые выходные сентября в Старом городе проходит праздник Сан-Бертомье. Это праздник традиционных ремесел. В эти дни можно отведать невероятное количество великолепных и необычных блюд. На улицах играют в старинные игры -можно быть просто зрителем, но ничто не мешает принять в них участие.
На Рождество все французские города сияют украшениями, а в Ницце на площади Розети устраивают так называемые живые картины — сцены, в которых принимают участие и люди, и животные. Всю неделю перед 25 декабря, как правило, эти представления раскрывают соответствующую тему.