Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери -один из главных символов не только Парижа, но и всей Франции. На самом деле Нотр-Дам выполняет функцию не только фона для фотографий туристов, но и кафедрального собора, то есть действующего административного центра для религиозных людей. Нотр-Дам, в переводе с французского, буквально значит Наша Дама — имеется в виду Богородица Дева Мария. Французы назвали свой главный собор таким простым именем исключительно из любви к коротким словам и фразам. В течение многих веков здесь проходили королевские бракосочетания, коронации и похороны.

Существует теория, по которой в 1230 году епископ Гийом заказал архитекторам барельефы для Нотр-Дама по своим «дьявольским» эскизам. Он решил сделать Собор Парижской Богоматери «каменным трактатом по алхимии». В этих барельефах епископ зашифровал для потомков некий код, в котором заключался секрет философского камня. По словам Гийома Парижского, тот, кто его разгадает, сможет управлять временем, лечить от всех болезней и исправить все несовершенство мира. В любом случае, собор стал шедевром французской готики.

Интересная деталь — в качестве водосточных труб на фасаде собора использовались скульптуры горгулий. В Нотр-Даме до сих пор сохранились не только декоративные, но и действующие трубы-горгульи.

При Людовике XIV собор начал приходить в упадок — витражи заменили прозрачным стеклом, которое было раскрашено лазурью и золотом, а крестную перегородку и гробницу вообще убрали. Чуть позже, в годы Французской революции, собор был разграблен и превращен в так называемый храм разума. Ценности из сокровищницы были отправлены на переплавку, алтарь сожжен, а 28 статуй иудейских царей были по невежеству приняты за французских королей и разбиты. К 1804 году собор обветшал до такой степени, что правительство уже собиралось его снести. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» пробудил в обществе интерес к Нотр-Даму и положил начало сбору средств на его восстановление: «Несомненно, еще и доныне Собор Парижской Богоматери является благородным и величественным зданием. Но каким бы прекрасным Собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы, и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины, без малейшего уважения к памяти Александра III, заложившего первый камень, и к памяти ФилиппаАвгуста, установившего последний. На соборе можно различить три вида более или менее глубоких повреждений. Прежде всего бросаются в глаза повреждения, нанесенные рукою времени: оно там и сям неприметно выщербило и покрыло ржавчиной поверхность здания; затем на него беспорядочно ринулись полчища политических и религиозных смут, — слепые и яростные по своей природе, они растерзали роскошный скульптурный и резной наряд собора, выбили розетки, разорвали ожерелья из арабесок и статуэток, уничтожили изваяния — одни за то, что те были в митрах, другие за то, что их головы венчали королей; довершили разрушения вычурные и нелепые моды, которые при неизбежном упадке зодчества, начиная с анархических, но великолепных отклонений эпохи Возрождения, сменялись одна за другой».

Парижские проститутки тоже захотели пожертвовать свои деньги -на восстановление витражей Нотр-Дама. Им разрешили это сделать только на том условии, что вся эта история навсегда останется в тайне.

Персонажи на фасаде раньше были такими же яркими и разноцветными, как витражи, но дожди, естественно, со временем смыли краски.

В годы Французской революции все колокола Собора Парижской Богоматери были переплавлены. Однако самый большой из них — на южной башне — сохранился. Теперь он звонит только по торжественным случаям. Если верить легенде, в XVII веке Большой колокол спустили с собора и начали отливать заново. Собравшиеся посмотреть на это дамы сняли с себя золотые и серебряные украшения и бросили их в смесь для литья. Именно поэтому у колокола такой чистый тон фа-диез. Колокол носит название Большой, поскольку действительно считается одним из самых крупных во Франции — он весит 17,5 тонны. Правда, московский Царь-колокол, для сравнения, весит 223 тонны.

Внутри Собора Парижской Богоматери в XIX веке по бокам были построены кафедры. Это было сделано прогрессивными священниками, которые пытались вытеснить латынь из церкви, поскольку хотели, чтобы люди понимали то, что они слушают и повторяют. По религиозным канонам с алтаря нельзя читать ни на каком другом языке, кроме латыни. Именно для этого и были построены кафедры — с них священники читали мессы на французском языке.

Также в соборе можно увидеть деревянные исповедальни. Сегодня священники тоже отступают от древних канонов и смягчают правила исповедания. Они готовы пустить в эти маленькие деревянные кабинки человека любой конфессии, если он считает, что нагрешил и ему нужно срочно исповедаться. Разговор со священником в Нотр-Даме теперь больше напоминает прием у психолога. Современные правила вводятся также и на посещение собора. Например, женщинам теперь вовсе не обязательно при входе покрывать голову — они могут делать это по собственному желанию.

В дальней части собора можно увидеть скульптурную композицию со сценой смерти, ее автор Жан-Батист Пигаль. Сегодня именем этого скульптора, который творил преимущественно на религиозные темы, названа «развеселая» площадь Пигаль близ Монмартра (здесь сконцентрирована большая часть секс-шопов и лав-отелей Парижа). Дело в том, что, когда площади присвоили это название, еще не было известно, какую репутацию это место приобретет со временем.

На западной стене собора установлен старейший в Париже орган начала XVIII века, который имеет 6000 труб, 110 педалей и 5 клавиатур.

В Соборе Парижской Богоматери есть сокровищница, где раз в году -в Страстную пятницу — можно увидеть христианские святыни: терновый венец, святой гвоздь и щепку от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также здесь хранится одежда святого Людовика и фрагменты его мощей — челюсть и ребро.

400 ступенек по винтовой лестнице, и вам откроется потрясающий вид на Париж со смотровой площадки южной башни Собора Парижской Богоматери.

Также можно посетить древнее подземелье (крипту) собора и своими глазами увидеть, как выглядели находящиеся под папертью галлоримские фортификационные сооружения и подпольная отопительная система.

После того как Виктор Гюго написал свой знаменитый роман о Соборе Парижской Богоматери, в XX веке были созданы два одноименных произведения «Горбун Нотр-Дама», мультипликационный фильм и мюзикл — все на основе его произведения.