Собор Сен-Жан

Кафедральный собор Лиона Сен-Жан, то есть Иоанна Крестителя, возвышается над берегом Соны в Старом городе, в нескольких шагах от моста Бонапарт. Суровое здание, напоминающее замок Синей Бороды, героя сказки Шарля Перро, как нельзя лучше подходит к узким средневековым улицам квартала. Выполненное в смешанном романо-готическом стиле, оно уже почти тысячу лет служит главным храмом , Лиона.

Современный собор был возведен на месте древнего святилища, существовавшего здесь, вероятно, уже во времена правления Меровингов в V-VIII веках. Строительство храма, в ходе которого частично использовались камни, оставшиеся от былых древнеримских сооружений, началось в 1180 году. Сегодня определить самые старые части собора не составит труда: они расположены ближе всего к воде. Это нижняя часть апсиды, поперечный неф и две боковые капеллы, выдержанные в узнаваемом романском стиле.

Остальные части собора были выполнены позднее, в ту пору, когда в моду вошла готика. Ее проявления тем заметнее, чем ближе к фасаду здания, окончательная отделка которого завершилась только к 1480 году. Три портала, украшенные стрельчатыми арками и символическими четырехлистниками, весьма характерны для готического стиля. Ниши над ними, где некогда стояли статуи святых, опустели после религиозных войн XVI века, зато в нижней части фасада сохранилось 320 скульптурных медальонов, изображающих знаки зодиака и полевые работы. Среди них есть очень интересные сценки: справа от главного входа двое влюбленных лакомятся виноградом, колдунья куда-то едет на козле, видимо, наводить порчу на урожай.

Еще одним элементом архитектуры собора, который никак нельзя пропустить, является капелла Бурбонов, пристроенная к южной стене храма в конце XV — начале XVI века. Чтобы ее увидеть, нужно, двигаясь против часовой стрелки, дойти до конца фасада и повернуть налево. В отделке башни, выполненной в стиле пламенеющей готики, выделяется витиеватый растительный орнамент, где можно различить листья винограда и обыкновенной капусты.

Читайте также:  Римский театр Фурвьер

Интерьер собора выглядит очень строгим, то ли из-за архитектурных пропорций здания, высота которого составляет 33 метра при относительно малой длине в 79 метров, то ли из-за бесчисленных устремленных ввысь колонн, то ли из-за геометрического рисунка витражей.

Собор известен своими круглыми окнами — розами и витражами, запечатлевшими эпизоды из жизни святых. Самый старинный из них можно увидеть над алтарем в часовне Девы Марии, расположенной в глубине храма, слева от хоров. Он был выполнен в XII веке лионскими мастерами, которые славились искусной росписью по стеклу. В мерцающей темноте собора непросто разглядеть рисунок на витраже, но это и не так важно, ведь основную смысловую нагрузку в готических храмах несет сам свет: преображенный цветными стеклами, он рождает атмосферу великого таинства. Правда, в соборе «божественный» свет используется и в практических целях. В южной части здания витражи выдержаны в холодной цветовой гамме, тогда как в северных помещениях используются более теплые оттенки.

Еще одна «изюминка» собора -действующие астрономические часы, которые признаны самыми старыми во Франции. Они показывают часы, минуты, дату, положение Луны и Солнца относительно Земли, а также восход наиболее ярких звезд над Лионом. Примитивный механизм XIV века, три циферблата, астролябия и куклы-автоматы, расположенные в верхней части конструкции, привлекают к себе внимание посетителей, когда часы начинают бить. Это происходит четыре раза в течение дня, в 12, 14,15 и 1 б часов.