Страсбургский Кафедральный собор

Кафедральный собор Страсбурга, без сомнения, является самой знаменитой достопримечательностью Эльзаса. Звон его колоколов, разносящийся каждый час по городу, сопровождает всю жизнь страсбуржцев. Возносясь на 142 метра, он также долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте, после Руанского собора, среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль виден с любой точки Эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов -соседних горных массивов.

На месте, которое сейчас занимает собор, культовые сооружения располагались еще с римских времен — тогда там находилось святилище бога Марса. В VII веке епископом Страсбурга святым Арбогастом был построен Кафедральный собор, который при Карле Великом был заменен другим, более вместительным. Недавние раскопки показали, что храм каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Она несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал возведение нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый. С этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми появились хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за работу взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство велось уже в готическом стиле. В середине XIII века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над Кафедральным собором работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство в 1277 году, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики. Например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, а порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

Западный фасад собора богато украшен рельефами с сюжетами в основном о жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа.

Читайте также:  Ночная жизнь Страсбурга

Правый портал обрамлен фигурами Мудрых и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять подруг невесты вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить для них масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, — говорит притча, — потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Северный выполнен в стиле поздней готики и посвящен святому Лаврентию Римскому, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников. Он был архидиаконом римской общины в III веке и принял мученическую смерть во время гонений,  устроенных  императором

Валерианом. Святой Лаврентий был заживо изжарен на железной решетке, поэтому традиционно этот мученик изображается держащим ее в руке или лежащим на ней.

Южный портал, наиболее старый из всех, выполнен еще в романском стиле. Он украшен скульптурной группой из трех статуй. Правая изображает христианскую Церковь, фигура держит в руках крест и потир, то есть чашу, используемую при освящении вина и принятии причастия во время христианского богослужения.

Статуя слева олицетворяет Синагогу с завязанными глазами, поскольку та не видит истинной веры. В середине портала находится скульптура царя Соломона, над которой помещены две маленькие фигурки, символизирующие его знаменитый суд.

Две ниши портала изображают Успение и Коронацию Богоматери. Рядом с порталом находится статуя девушки с традиционными атрибутами резчика по камню. Предание гласит, что это изображение младшей дочери архитектора Эрвина фон Штайнбаха, Сабины, которая после смерти своего отца продолжила его работу наравне с другими архитекторами. К сожалению, пока не найдено ни одного официального документа, который мог бы подтвердить эту легенду.

Читайте также:  Университетский ботанический сад

Внутри храм достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких, как Реймсский и Шартрский. Неф на 63 метра является одним из самых длинных во Франции. В нем большое количество средневековых витражей. Северные изображают различных императоров Священной Римской империи, южные — сцены из жизни Богоматери и Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса — в варианте из Евангелия от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Обрамляющие ее капители колонн украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, показывающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Композиция изначально выполнена Николасом Редером в 1498 году для кладбища церкви Святого Фомы, но перенесена в Кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, а на верхнем ярусе сидит Христос, окруженный херувимами. Неподалеку от него можно увидеть фигурку мужчины, выглядывающего из-за балюстрады. Легенда гласит, что это архитектор, соперничавший с создателем композиции. Он утверждал, что ни один столп не сможет выдержать такой массивный свод, поэтому остался на балюстраде ждать, пока тот рухнет.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в XI веке, украшен фресками XIX века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на нем можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Ее украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей. Во время летнего и зимнего солнцестояний лучи солнца, проходя через цветные стекла витражей, подсвечивают фигуру Христа на кафедре разными цветами. К сожалению, невозможно установить, какими именно оттенками освещалась статуя изначально, так как нынешние витражи являются поздней работой и выполнены в XIX веке.

Читайте также:  Площадь Брольи

У южного входа любуются астрономическими часами, где в течение дня разыгрывается настоящий кукольный спектакль, символизирующий рождение, взросление и старость человека. Каждый час фигурка смерти отбивает удары, и лишь один раз в день «оживают» изображения апостолов рядом с Иисусом, чтобы ознаменовать наступление полудня. Благодаря искусно выполненному механизму часы показывают не только час дня, но и положение солнца, луны и почти всех планет Солнечной системы, а также высчитывают переходящие праздники, солнечные и лунные затмения, другие небесные явления. Часы Трех Королей, первые  для Страсбургского кафедрального собора, были сконструированы в середине XIV века, но в начале XVI столетия перестали функционировать и были заменены новыми, над которыми работали профессор математики Страсбургского университета Конрад Дасиподий, часовщики братья Габрехты и шведский художник Тобиас Штиммер, ученик Ганса Гольбейна Младшего. Последний украсил шедевр росписями, изображающими Трех Мойр, Уранию, Николая Коперника, а также разнообразные библейские сюжеты. Эти часы остановились около 1788 года, и только в 1838 году началась реконструкция механизма. За нее взялся Жан-Батист Швильге, известный страсбургский математик и инженер-самоучка, который мечтал восстановить часы Кафедрального собора еще с детства, -они остановились, когда ему было 12 лет. В итоге они были оснащены еще более изощренным механизмом, чем предыдущие, а деревянный корпус XVI века был сохранен.

По ночам Страсбургский собор подсвечивается теплым желтым оттенком, который в сочетании с розовым вогезским известняком, из которого он построен, дает эффектный золотистый цвет. Каждое лето, в июле и августе, на площади перед храмом по вечерам устраивается трансляция классических музыкальных произведений, а фасад в это время подсвечивается разными цветами.

В храме есть одна почти незаметная, но популярная достопримечательность: скульптура собачки, которая исполняет желания. Ее поместили между перилами кафедры епископа в память о четвероногом  друге одного из местных проповедников. Со смотровой площадки собора можно увидеть весь Страсбург. Правда, для этого придется преодолеть 332 ступени.