Живерни — деревушка на 500 жителей, большинство из которых рыжие. Но главное, здесь долгое время жил и работал самый знаменитый импрессионист мира. Лучше всего приезжать сюда примерно к 16.00 — именно в это время заканчиваются экскурсионные программы. Музей и сад открыты до 18.00, так что у вас будет целых два часа, чтобы в спокойной обстановке, без толп народа все осмотреть.
Клод Моне переехал в Живерни со своей семьей в конце XIX века и прожил здесь 40 лет до самой смерти. Сначала он выкупил небольшой участок с фруктовыми деревьями, обнесенный высокой каменной стеной. Художник создал на этом месте собственный сад, тщательно продумав симметрию и перспективы. Он высадил растения таким образом, чтобы каждый месяц цвета клумб менялись, а само цветение не прекращалось в течение всего теплого времени года. Сегодня этот сад до сих пор поддерживается заботливыми государственными садовниками.
Затем Клод Моне выкупил часть земли рядом с Живерни, но по другую сторону железной дороги. Он решил отвести воды реки Эпт, чтобы создать собственный пруд. Местные жители были недовольны таким намерением художника, долгое время ругались с ним, но в итоге Моне победил. Он перекинул через пруд японский мостик, который можно видеть запечатленным на его полотнах. Высадил ивы и кувшинки. Ежедневно Клод Моне плавал на лодочке по своему пруду с мольбертом и писал картины с разных ракурсов. По понедельникам сад открыт для художников, которые по предварительной договоренноси (р +33 02 32 51 28 21) могут работать среди цветов.
На территории сада располагается небольшой двухэтажный домик, в котором Моне жил. Также он разбил здесь огород, чтобы можно было каждый день подавать к столу свежие овощи. Клод всегда очень трепетно относился к меню и составлял его сам. Частых гостей, таких, как Саша Гитри, Стефан Малларме, Пьер-Огюст Роден, Клод Моне принимал в своей залитой солнцем столовой и отделанной голубым кафелем кухне. Сам Моне ел в три раза больше стандартного француза. Ему готовила великолепная кухарка Маргарита, которая была настоящей художницей своего дела. Импрессионист даже говорил, что в его творчестве было два периода — до и после Маргариты. Он прожил, несмотря на свое чревоугодие, 86 лет, из них 40 в Живерни — до самой смерти. В отличие от своих коллег-импрессионистов Моне не пропадал в бедности. Богатым его сделали американцы, которые начали покупать его картины.
Тем не менее, после смерти художника дом пришел в запустение: прогнили даже балки. В итоге его сын — Мишель — подарил здание государству, которое и превратило его в музей. Интерьер сохранился таким же, каким был при жизни импрессиониста — это очень уютный деревенский особнячок со множеством картин. Оригиналы полотен, правда, хранятся в государственных музеях или частных коллекциях, а в Живерни выставлены копии — для воссоздания атмосферы времен, когда здесь жил художник. Здесь также можно увидеть Сезанна, Мане, Дега и две бронзовые скульптуры Родена.