«Если ты бросил журналистику и пишешь вещи, которые в Америке никто не купит, а своим домашним сказал, что приглашен кем-то на обед, то лучше всего пойти в Люксембургский сад, где на всем пути от площади Обсерватории до улицы Вожирар тебя не смутит ни вид, ни запах съестного. И можно зайти в Люксембургский музей, где картины становятся яснее, проникновеннее и прекраснее, когда сосет под ложечкой и живот подвело от голода… Был чудесный весенний день, и я пошел пешком от площади Обсерватории через Малый Люксембургский сад. Конские каштаны стояли в цвету, на посыпанных песком дорожках играли дети, а на скамейках сидели няньки, и я видел на деревьях диких голубей и слышал, как ворковали те, которых я увидеть не мог».
(Из романа Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой»)
К Люксембургу от церкви Сен-Сюльпис можно пройти по недлинной улице Ferou. Дворец здесь появился в Париже благодаря Марии Медичи. Когда умер ее муж, Генрих IV, она так и не смогла привыкнуть к атмосфере огромного и такого чужого Лувра. Медичи решила переехать в какое-нибудь место, которое напоминало бы ей родную Флоренцию. Она купила участок земли у герцога Люксембургского и заказала архитектору Саломону де Броссу построить на нем дворец в итальянском стиле. Она пожелала, чтобы облик дворца напоминал больше флорентийское Палаццо Питти, чем любое парижское здание. Для этого дворца Рубенс написал серию из 24 монументальных полотен, изображающих наиболее важные моменты жизни Медичи, и сейчас эти картины выставлены в Лувре.
В XIX веке в Люксембургском саду были свои обычаи: посетители брали газеты напрокат и читали их в течение двух часов — время, вполне достаточное для того, чтобы узнать обо всех важных мировых событиях в политике, экономике и культуре. Также по саду бродили люди, обладающие красивым почерком, и предлагали всем желающим написать за них письма — за небольшое вознаграждение.
В Люксембургском саду высажены 2 тысячи вязов, фруктовые деревья и разбиты клумбы. Цветение не прекращается в течение всего теплого времени года. Фонтан Марии Медичи в стиле итальянского грота и прекрасный удлиненный водоем представляют собой настоящие шедевры. Зайти в Люксембургский сад стоит хотя бы ради того, чтобы полюбоваться ими. Любую дорожку украшают скульптуры. Здесь есть даже уменьшенная копия статуи Свободы работы Огюста Бартольди, оригинал которой был подарен Францией Америке.
После революции дворец отняли у королевской семьи и преобразовали в Государственную тюрьму. Потом он стал резиденцией президента сената и является ею до сих пор. В саду часто можно встретить студентов из соседнего Латинского квартала, где находятся Сорбонна и Коллеж-де-Франс. Они прогуливают здесь лекции или просто отдыхают во время перемен. В парке можно покататься на пони или на велосипеде, с горок и на качелях, а также на веселой карусели, выполненной по эскизам Шарля Гарнье.
Здесь также работает небольшой театр миниатюр, по дорожкам курсируют пони и экипажи. Обустроены площадки для всевозможных игр -от баскетбола до шахмат. В Люксембургском саду регулярно проводят бесплатные концерты под открытым небом, фотовыставки и другие тематические события.
Выйдите на дорожку Люксембургского сада, которая располагается между Люксембургским дворцом и фонтаном Медичи — она приведет вас ко второму выходу из сада. Покинув этот зеленый уголок, перейдите дорогу, поверните налево и по улице Guynemer дойдите до улицы Fleurus. Поверните направо на эту улицу и найдите дом № 27 -здесь жила хорошая подруга Хемингуэя Гертруда Стайн.
«Среди евреев было лишь три оригинальных личности: Христос, Спиноза и я», — говорила о себе она — писательница и хозяйка литературного и художественного салона в Париже. Однако прославилась женщина, в первую очередь, не своей деятельностью, связанной с искусством. Гертруда Стайн — одна из самых знаменитых в мире лесбиянок. В то время как большинство гомосексуальных романов в первой половине XX века держалось в строжайшем секрете, Гертруда Стайн и Элис Б. Токлэс были известной всему миру любовной парой. Как записала Стайн со слов Элис в «Автобиографии Элис Б. Токлэс»: «Гениальные люди приходили и общались с Гертрудой Стайн, а их жены — со мной».
Гертруда Стайн поддерживала близкие дружеские отношения и с некоторыми мужчинами, в частности, с Эрнестом Хемингуэем. Эти отношения были полностью лишены секса, и тем не менее Хемингуэй писал о Стайн: «Мне всегда хотелось с ней переспать, и она об этом знала».
Вместе со своей любовью, Элис Токлэс, Гертруда прожила 38 лет и умерла в 1946 году от рака. Элис прожила еще 21 год с разбитым сердцем и в полном одиночестве. В 89-летнем возрасте она однажды сказала своей знакомой: «Мне ее не хватает. Мне ее по-прежнему очень не хватает». Они обе похоронены на парижском кладбище Пер-Лашез.