Существует теория, по которой в 1230 году епископ Гийом заказал архитекторам барельефы для Нотр-Дама по своим «дьявольским» эскизам. Он решил сделать Собор Парижской Богоматери «каменным трактатом по алхимии». В этих барельефах епископ зашифровал для потомков некий код, в котором заключался секрет философского камня. По словам Гийома Парижского, тот, кто его разгадает, сможет управлять временем, лечить от всех болезней и исправить все несовершенство мира. В любом случае, собор стал шедевром французской готики.
Интересная деталь — в качестве водосточных труб на фасаде собора использовались скульптуры горгулий. В Нотр-Даме до сих пор сохранились не только декоративные, но и действующие трубы-горгульи.
При Людовике XIV собор начал приходить в упадок — витражи заменили прозрачным стеклом, которое было раскрашено лазурью и золотом, а крестную перегородку и гробницу вообще убрали. Чуть позже, в годы Французской революции, собор был разграблен и превращен в так называемый храм разума. Ценности из сокровищницы были отправлены на переплавку, алтарь сожжен, а 28 статуй иудейских царей были по невежеству приняты за французских королей и разбиты. К 1804 году собор обветшал до такой степени, что правительство уже собиралось его снести. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» пробудил в обществе интерес к Нотр-Даму и положил начало сбору средств на его восстановление: «Несомненно, еще и доныне Собор Парижской Богоматери является благородным и величественным зданием. Но каким бы прекрасным Собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы, и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины, без малейшего уважения к памяти Александра III, заложившего первый камень, и к памяти ФилиппаАвгуста, установившего последний. На соборе можно различить три вида более или менее глубоких повреждений. Прежде всего бросаются в глаза повреждения, нанесенные рукою времени: оно там и сям неприметно выщербило и покрыло ржавчиной поверхность здания; затем на него беспорядочно ринулись полчища политических и религиозных смут, — слепые и яростные по своей природе, они растерзали роскошный скульптурный и резной наряд собора, выбили розетки, разорвали ожерелья из арабесок и статуэток, уничтожили изваяния — одни за то, что те были в митрах, другие за то, что их головы венчали королей; довершили разрушения вычурные и нелепые моды, которые при неизбежном упадке зодчества, начиная с анархических, но великолепных отклонений эпохи Возрождения, сменялись одна за другой».
Парижские проститутки тоже захотели пожертвовать свои деньги -на восстановление витражей Нотр-Дама. Им разрешили это сделать только на том условии, что вся эта история навсегда останется в тайне.
Персонажи на фасаде раньше были такими же яркими и разноцветными, как витражи, но дожди, естественно, со временем смыли краски.
В годы Французской революции все колокола Собора Парижской Богоматери были переплавлены. Однако самый большой из них — на южной башне — сохранился. Теперь он звонит только по торжественным случаям. Если верить легенде, в XVII веке Большой колокол спустили с собора и начали отливать заново. Собравшиеся посмотреть на это дамы сняли с себя золотые и серебряные украшения и бросили их в смесь для литья. Именно поэтому у колокола такой чистый тон фа-диез. Колокол носит название Большой, поскольку действительно считается одним из самых крупных во Франции — он весит 17,5 тонны. Правда, московский Царь-колокол, для сравнения, весит 223 тонны.
Внутри Собора Парижской Богоматери в XIX веке по бокам были построены кафедры. Это было сделано прогрессивными священниками, которые пытались вытеснить латынь из церкви, поскольку хотели, чтобы люди понимали то, что они слушают и повторяют. По религиозным канонам с алтаря нельзя читать ни на каком другом языке, кроме латыни. Именно для этого и были построены кафедры — с них священники читали мессы на французском языке.
Также в соборе можно увидеть деревянные исповедальни. Сегодня священники тоже отступают от древних канонов и смягчают правила исповедания. Они готовы пустить в эти маленькие деревянные кабинки человека любой конфессии, если он считает, что нагрешил и ему нужно срочно исповедаться. Разговор со священником в Нотр-Даме теперь больше напоминает прием у психолога. Современные правила вводятся также и на посещение собора. Например, женщинам теперь вовсе не обязательно при входе покрывать голову — они могут делать это по собственному желанию.
В дальней части собора можно увидеть скульптурную композицию со сценой смерти, ее автор Жан-Батист Пигаль. Сегодня именем этого скульптора, который творил преимущественно на религиозные темы, названа «развеселая» площадь Пигаль близ Монмартра (здесь сконцентрирована большая часть секс-шопов и лав-отелей Парижа). Дело в том, что, когда площади присвоили это название, еще не было известно, какую репутацию это место приобретет со временем.
На западной стене собора установлен старейший в Париже орган начала XVIII века, который имеет 6000 труб, 110 педалей и 5 клавиатур.
В Соборе Парижской Богоматери есть сокровищница, где раз в году -в Страстную пятницу — можно увидеть христианские святыни: терновый венец, святой гвоздь и щепку от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также здесь хранится одежда святого Людовика и фрагменты его мощей — челюсть и ребро.
400 ступенек по винтовой лестнице, и вам откроется потрясающий вид на Париж со смотровой площадки южной башни Собора Парижской Богоматери.
Также можно посетить древнее подземелье (крипту) собора и своими глазами увидеть, как выглядели находящиеся под папертью галлоримские фортификационные сооружения и подпольная отопительная система.
После того как Виктор Гюго написал свой знаменитый роман о Соборе Парижской Богоматери, в XX веке были созданы два одноименных произведения «Горбун Нотр-Дама», мультипликационный фильм и мюзикл — все на основе его произведения.
На протяжении двух сотен лет манящие огни Парижа привлекают наших соотечественников, породив известную поговорку с…
Создавая произведения, посвященные испанской войне, Эрнест Хемингуэй даже не предполагал, во что в конечном итоге…
Знакомство со страной нередко начинается с посещения местных ресторанов и кафе. Опытные путешественники предпочитают избегать…
Дом Питера Пауэла Рубенса в Антверпене находится на площади Ваппера (Wapper). В нем с 1611…
В этой церкви, построенной из песчаника в 1491-1656 гг., похоронен Питер Пауэл Рубенс. В семейной…
АННЕВУ А Le Moulin des Ramiers Отель-ресторан занимает переделанные помещения мельничного комплекса в 8 км…