Руанский собор

Руанский собор — готический католический собор, кафедральный для архиепископа Нормандии, главная достопримечательность города Руана. В течение четырех лет до 1880 года он был самым высоким зданием мира.

Первое упоминание о Руанском соборе датируется 314 годом. Изначально он состоял из двух церквей, но в 814 году сгорел в пожаре при набеге викингов. Лишь в 1020 году на этом месте началось строительство нового собора в романском стиле, от которого сегодня сохранилась крипта.

Самой древней частью нынешнего готического собора являются стены северной башни Сен-Ромен 1145 года. Внутри она выгорела во время бомбардировок Второй мировой войны. Неф был сооружен в 1200 году вместо сгоревшего романского. Южная Масляная башня появилась в 1485 году. Она была построена на деньги людей, лакомившихся сливочным маслом во время Великого поста, а затем сделавших пожертвования ради отпущения греха — отсюда и название.

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, посвященный Иоанну Богослову и представляющий сцены из жизни этого святого, а также Иоанна Предтечи. Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Выкованный из железа шпиль башни 1514 года над средокрестием остается самым высоким соборным шпилем во Франции. Его высота 148 метров, вес 1200 т, в самой башне 813 ступеней. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 году, но, поврежденный молнией, сгорел в 1822-м. Собор страдал от урагана в XVIII веке. 19 апреля 1944 года в неф и капеллы попали семь бомб, шесть из которых взорвались, а после обстрела 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Внутри собора можно увидеть надгробные памятники Ричарду Львиное Сердце, Генриху II, епископу Амбуазу. Также здесь похоронены первый герцог нормандский, викинг Ролло, и его сын. Собор славится богатой библиотекой капитула и главной иконой в капелле Девы Марии.

Читайте также:  Живерни

В 1890 году импрессионист Клод Моне написал серию картин с изображением Руанского собора -утром и вечером, в ясную погоду и в пасмурную, весной и осенью. Специалисты до сих пор не могут посчитать количество полотен мастера -50, 52, 54. Целью мастера было показать воздействие освещения на наше восприятие действительности, продемонстрировать иллюзорность реальности. Для реализации этого своего замысла Моне хотел выставлять все картины цикла вместе, и однажды, в 1895 году, такая выставка состоялась. В галерее Дюран-Рюэля были выставлены двадцать картин, посвященных собору. Они были вывешены в соответствии с пожеланиями художника, по степени освещенности. Выставка имела успех, но ‘ оказалась единственной в своем роде. Несмотря на хлопоты друга художника Жоржа Клемансо, ставшего впоследствии премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии, картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам.

6 июня 2010 года больше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане. Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». Эту «живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннесса.

Одним из мест действия «Госпожи Бовари» Постав Флобер избрал город Руан, а сцена в его кафедральном соборе имеет очень большое значение для романа.

Любопытно, что Руанский собор становится символом мещанской добродетели в этом произведении. Эмма приходит сюда на свидание с Леоном и приносит ему письмо с отказом. «Всей своей колеблющейся добродетелью она цеплялась за Деву, за скульптуру, за могильные плиты — за все, что было вокруг». Пока Эмма находится в храме, она еще верит, что не станет изменять мужу. Но наконец уступает своему желанию, выходит вместе с Леоном на улицу и садится в карету. Далее следует потрясающая гротескная сцена, в которой карета с зашторенными окнами несколько часов разъезжает по всему Руану на удивление всем прохожим и даже кучеру. В 1864 году Ватикан внес книгу в «Индекс запрещенных книг» за «оскорбление морали», разразился скандал, и началось следствие. Роман оказался, по мнению некоторых исследователей, манифестом литературного натурализма, но оправдательный приговор позволил выпустить его отдельным изданием.

Читайте также:  Онфлер

Кстати, в конце романа Флобер убивает свою героиню. «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенес два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед», — писал Флобер. Кстати, дружил он и состоял в переписке с Жорж Санд, Эмилем Золя, Иваном Тургеневым и другими известными людьми того времени.