Базилика Святого Сатурнина -одно из самых известных зданий Тулузы и крупнейшая романская базилика, сохранившаяся в Европе. Она посвящена первому христианскому мученику Тулузы, святому епископу Сатурнину, который, по легенде, принял смерть около 250 года.
Предание гласит, что святой Сатурнин был одним из семи миссионеров, направленных в Галлию для обращения язычников в христианство. Миссия его имела такой большой успех, что он восстановил против себя языческую знать Тулузы. Когда Сатурнин как-то раз проходил мимо Капитолия, жрецы узнали его и попытались принудить поклоняться своим богам. Тогда миссионер дал языческим жрецам резкую отповедь, которая привела толпу в ярость. Схватив Сатурнина, они привязали его веревкой к дикому быку, который волочил тело святого по улицам города до тех пор, пока не оборвалась веревка. Вскоре на это место пришли две христианские женщины и похоронили останки святого Сатурнина, а над могилой через какое-то время была сооружена маленькая часовня. В V веке часовня была заменена на церковь, которая быстро стала популярным местом паломничества. Остатки этой церкви до сих пор сохранились и выполняют функцию крипты внутри современной базилики Святого Сатурнина.
Базилика, которую мы видим на этом месте в наши дни, была построена в конце XII века. Маленькая церковь V века не могла справиться с постоянно увеличивающимся потоком паломников и верующих, и необходимость возведения более просторной базилики остро встала еще в конце XI века. Строительство началось в 1080 году с апсиды, уже через XVI лет были закончены хор, капеллы, а папой Урбаном II был освящен алтарь. Однако неф и трансепт были полностью завершены только в 1180 году.
Базилика несколько раз подвергалась перестройке и реставрации. Сначала ее внешний вид претерпел незначительные изменения в эпоху готики, а затем в эпоху Ренессанса. В XIX веке были несколько раз произведены реставрационные работы теоретиками неоготики — Александром Дюмежем и Эженом Виолле-ле-Дюком.
При этом Виолле-ле-Дюк полагался не на письменные или изобразительные источники, которых, к сожалению, не сохранилось, а на свои собственные предположения о том, как здание должно было выглядеть изначально. Его подход к реставрации исторических памятников был таким: «Реставрировать здание, -считал он, — не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать, это значит — восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени». В конце XX века элементы, восстановленные Виолле-ле-Дюком, были демонтированы. В результате всех этих реставрационных работ здание в конце концов приобрело тот вид, который оно имело в XIV веке.
Однонефная церковь построена из камня и кирпича. Базилика имеет плавные и массивные формы, постепенно нарастающие от капелл вокруг апсиды до восьмиугольного купола, которым завершается здание.
Трансепт имеет два портала, каждый из которых фланкирован колоннами. На капителях этих колонн находятся рельефы, развивающие тему противопоставления порока и добродетели: многочисленные изображения грехов, разнообразных сил зла, несколько изображений богача и бедного Лазаря. Эти рельефы относятся к XI веку. Портал, который дает доступ в северную часть нефа, называется Врата Мьежвиль — оттого, что в Средние века он выходил на улицу, проходящую ровно по центру города. Знаменитые рельефы тимпана этого портала посвящены Вознесению. В центре композиции изображен Иисус Христос, поддерживаемый ангелами. Нижний регистр, отделенный от верхнего рядом облаков, изображает учеников Христа, в смятении переглядывающихся и беспокойно жестикулирующих. В стиле исполнения этой композиции XII века можно проследить сильное влияние иллюстраций манускриптов. По бокам от врат изображены святой Петр, сжимающий в руках связку ключей, и апостол Иаков.
На западном фасаде располагается двойной портал XII века. Когда-то его тимпаны были богато украшены мраморными рельефами, неоднократно описанными в литературе, но в начале XIX века эти рельефы бесследно исчезли при неизвестных обстоятельствах. Тем не менее стоит обратить внимание на восемь колонн портала, украшенных чрезвычайно изящными резными капителями, рельефы которых изображают как разнообразных персонажей, так и животных, обрамленных растительными орнаментами. Над порталом располагается ряд арок, украшенных лепниной, и большое окно-роза.