Парадные ворота — это исходная точка нашего маршрута по Версалю. При короле Людовике XIV, который построил этот дворец и вообще был любителем всяких церемоний, Парадные ворота открывались каждый день в 5.30 утра.
Зайдите через них в первый двор, который носит название Двора Министров. Когда попадаешь сюда, начинаешь казаться самому себе очень маленьким и ничтожным -настолько огромным выглядит и сам двор и расположенный в его глубине Версальский дворец. Такого эффекта «король-солнце» Людовик XIV, чью конную статую можно увидеть прямо перед дворцом, и добивался. Он построил Версаль из зависти. Людовика слишком беспокоило роскошное поместье министра финансов в Воле-Виконте. Король нанял тех же архитектора Луи Лево, живописца Шарля Лебрена и мастера парковой архитектуры Андре Ленотра, что работали в Воле-Виконте, и приказал им создать нечто похожее, только в сто раз больше. Замысел короля удался, но он так сильно утомился от этого строительства, что перед смертью завещал своим потомкам никогда в жизни ничего не строить.
Изначально же земля, на которой появился роскошный Версальский дворец, принадлежала отцу Людовика XIV, Людовику XIII. Он построил себе здесь небольшой охотничий павильон и периодически уединялся в этом месте, когда уставал от королевы или многочисленных дел.
В те времена любой сарай, так или иначе связанный с именем короля, выглядел роскошно, а этот охотничий домик не представлял собой ничего выдающегося. Один из современников однажды заметил, что таким «убогим жилищем не стал бы гордиться даже простой помещик». Тогда он не мог знать, что буквально через несколько лет Версалем будет гордиться вся Франция. Когда строительство было завершено, Людовик XIV совсем забросил Париж: Лувр обветшал, стал чем-то вроде ночлежки для художников, а в Версале поселились тысячи человек. Здесь образовалось нечто похожее на отдельное маленькое королевство, со своими правилами, нравами и устройством быта. Слуги даже придумали себе дополнительный заработок: они выдавали гостям напрокат туалеты своих господ, естественно, втайне от последних. После того, как король вместе со всем своим двором был снова вынужден вернуться в Париж, Версальский замок обветшал, несколько раз подвергался разорениям и ограблениям, из-за чего лишился определенного количества произведений искусства. В середине XIX века замок отреставрировали и сделали из него Музей истории Франции. В конце XIX века он был оккупирован немцами, а после Первой мировой войны здесь было подписано соглашение о заключении мира с Германией.
Зайти внутрь для того, чтобы ознакомиться с интерьером дворца, можно с разных входов. Лучше всего воспользоваться входом А — он позволяет увидеть самые знаменитые залы Версаля: Зеркальную галерею, Покои короля и королевы. На полноценный осмотр Версаля, так же как и в случае с Лувром, потребуется не один день, поэтому если вы собираетесь вечером вернуться в свою гостиницу, этих залов будет достаточно для первого знакомства с замком. Обязательно возьмите бесплатную карту дворца при входе. Также здесь есть платные аудиогиды на русском языке.
По виду Зеркальной галереи можно в полной мере судить об отношении короля Людовика XIV к славе и величию — это в высшей степени роскошный зал. Он был построен из мрамора и украшен золотом. 17 огромных арочных окон отражаются в 17 французских зеркалах и создают иллюзию бесконечной перспективы. Длина галереи составляет 75 м, а ширина -10м. Потолок расписан картинами, изображающими победы Франции над Голландией и Испанией. Когда Людовик XIV еще был хозяином Версальского дворца, Зеркальную галерею освещали три тысячи канделябров. Она вся была украшена статуями, гобеленами и апельсиновыми деревьями в серебряных вазах.
Рядом с Зеркальной галереей находятся Покои короля. Сегодня они выглядят точно так же, как при жизни Людовика XIV. Покои состоят из трех помещений: зала Совета, где король принимал министров, Спальни короля, где он скончался, и зала с Овальным окном, где каждое утро и вечер собиралась свита короля, чтобы посмотреть, как он просыпается или засыпает.
Вообще вся жизнь королевской семьи проходила при свидетелях. Вернувшись из Покоев короля в Зеркальную залу, можно пройти в еще более роскошные Покои королевы. Здесь жили две королевы, супруга старшего сына короля и две дофины. В общей сложности эти 5 женщин за свою жизнь родили 19 детей, появление которых на свет происходило при неизбежном присутствии огромного количества подданных. Официально все эти люди собирались посмотреть на рожениц, чтобы быть уверенными в том, что наследника короля не подменили. Покои королевы состоят из 6 помещений: Больших покоев королевы, Малых покоев королевы, зала Знати, Передней и зала Королевской стражи.
Осмотрев основные залы дворца, выйдите в Версальский парк, следуя указателям. Территориально он находится прямо за дворцом — как если бы вы, зайдя в Парадные ворота, прошли через замок насквозь.
Над созданием парка трудился Андре Ленотр, которого сегодня назвали бы ландшафтным дизайнером. В связи с тем, что почва, на которой король затеял строительство Версаля, была очень болотистой, Ленотру пришлось произвести грандиозные дренажно-укрепительные работы и перенести огромные пласты земли с одного места на другое. В результате появился регулярный парк, где в любое время года всегда есть что-нибудь зеленое или цветущее. Водное пространство сада представлено Водным партером, то есть двумя симметричными друг другу водоемами, следующий за ним — Бассейн Аполлона с прекрасным фонтаном и Большой и Малый каналы.
В парке множество разнообразнейших элементов, однако все гармонично сочетаются: это аллеи, рощи, фонтаны, статуи, Оранжерея, Розовый сад, Большая лестница из ста ступеней и даже настоящие зеленые лабиринты.
Людовик XIV был настолько доволен и, более того, горд своим парком, что лично написал подробнейшую инструкцию по его осмотру. Вот выдержки из нее, которыми вы тоже можете воспользоваться, поскольку никто не посоветует лучшего самого хозяина:
«Выйдя из дворца через Мраморный двор, идите на площадку. На лестнице нужно остановиться, чтобы оценить партеры, водную гладь и фонтаны. Затем идти к фонтану Латоны и там сделать паузу, чтобы полюбоваться им, скульптурами на Королевской аллее, Аполлоном, каналом, и затем надо повернуться, чтобы увидеть партер и дворец».
Король обожал устраивать в своем парке всевозможные праздники — балеты, фейерверки, водные феерии. Для одного из таких мероприятий Мольер написал даже целый ряд пьес, среди которых был и знаменитый «Тартюф». Сегодня в Версальском парке по воскресеньям в теплое время года устраиваются праздники «Больших фонтанов», которые воссоздают атмосферу того времени. Имейте в виду, что в дни этих торжеств вход в парк становится платным, однако зрелище вам предстоит увидеть незабываемое.
В углу Версальского парка располагаются два дворца — Большой и Малый Трианон. Сначала был построен Большой — для того, чтобы Людовик XIV мог скрыться от глаз назойливой свиты. Он иногда говорил, что сам Версаль был построен для двора, а Трианон — для него самого. Этот дворец выполнен из нежного розового мрамора и, отличаясь размерами, по роскоши не уступает Версалю. Сегодня это здание используется в качестве официальной резиденции для глав иностранных государств, которые наносят визиты Франции.
Малый Трианон построил уже Людовик XV для любовных встреч со своей фавориткой мадам Помпадур. Она проводила в этом здании большую часть своего времени и здесь же умерла. После ее смерти король встречался здесь с новой фавориткой — графиней дю Барри. Следующий король, Людовик XVI подарил дворец Марии-Антуанетте. Неподалеку она приказала построить живописную деревню с домом, фермой, ветряной мельницей и английским парком. Здесь королева проводила часы уединения, представляя себя простой сельской девушкой.